Мария Батова

У нас в фонде есть такой замечательный человек, как координатор арт-проектов, и это не кто-нибудь, а хорошо известная многим из вас человек-радость — Маша Батова. К ней, кажется, и нельзя никак обратиться иначе, только превозмогая восторг, — «Машенька!» или «Наша Радость!»

Когда, бывает, случайно встретишь Машу, позвонишь или подумаешь о ней, — от уныния ни следа. Даже делается стыдно, когда унываешь: ну, вот и чего, справшивается было хандрить? Не лучше ли, как Маша излучать тепло и свет, делать всё, чтобы осветить тьму и выкрасить мир из серого в небесный? Без Маши не случилось бы много всего и в наше Фонде, и в ряде московских приходов. Без Маши было бы очень грустно, потому что Маша — самый жизнерадостный, добрый и светлый человек из многих-многих хороших наших друзей.

Маша родилась в Новгороде в 1970 году, в 1997 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по специальности музыковедение (кафедра истории зарубежной музыки, класс проф. М.А. Сапонова); занимается старинной музыкой с 1992 года, автор публикаций по ранней итальянской опере, дипломная работа посвящена самой первой опере в истории музыки, «Представлениe о Душе и Теле» Эмилио Кавальери (1600); осуществила первую российскую постановку, реконструировав партитуру и выполнив эквиритмический перевод либретто с итальянского языка (Москва, 1997, Рахманиновский зал консерватории).

Педагоги по вокалу: Евгений Аргышев, Мария Ганешина, Дмитрий Степанович, Елена Девдариани, Эвелин Табб. Участвовала в мастер-классах Егора Резникова (1993, 1994), Юргена Шрапе (1999), Монсеррат Фигейрас (2001), Анн Азема и Джоэля Коэна (2002).

В 2000-2003 гг. обучалась в Schola Cantorum Basiliensis на отделении средневекового и ренессансного пения (вокал: Кэтлин Динен, Доминик Веллар; ансамбль: Энтони Рули).

Создала ансамбль старинной музыки Musica Humana и была его художественным руководителем (1994-2000). Организатор и художественный руководитель Майского фестиваля старинной музыки и научно-практической конференции «Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция» (Москва, 1999). Солистка Коллегии старинной музыки при Московской консерватории; музыкальный руководитель ряда спектаклей Коллегии (в сотрудничестве с режиссером Александрой Фладос), среди них «Школяр в раю», «Анджело», «Подщипа» (все – 1999). Организатор ежегодных рождественских концертов памяти Евгения Аргышева (1993-2005), благотворительного проекта «Крымские вечера» (Ялта, Севастополь, 2004). Координатор I-IV Европейских регентских семинаров (2005-2008).

Сотрудничала с ансамблями Аргышев Консорт, Amaryllis, Universalia in Re, Slowo (Базель), Камерным оркестром МГУ, а также с лютнистами Эванхелиной Маскарди, Свеном Шваннбергером, Аркадием Бурхановым, Акико Сузуки, с Маргрит Юбеллаккер (дульцимелос), с певцами Ольгой Назайкинской, Андреасом Шмидтом, Витте-Марией Вебер, с клавесинистами Татьяной Зенаишвили, Ией Заковряшиной и Мариной Белой, с Рудольфом Керером (фортепиано), с органистками Иреной Цайтц и Татьяной Андриановой. В настоящее время работает с ансамблями Alta Capella, Gambrinus, La Spiritata, Labyrinthus.

В репертуаре певицы – музыка XII-XIX вв.: кантиги короля Кастилии Альфонсо Мудрого, средневековые кондукты и рондели, английские лютневые и консортовые песни, итальянские фроттолы, баллады Гильома де Машо, испанские вильянсикос, а также музыка итальянского, английского, немецкого, французского и русского барокко, песни Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, М.И. Глинки.